Практиканты.
В этом году неоднократно сталкивалась с рассказами о том, что известные зоопсихологи расширяют практику и начинают использовать практикантов и менее опытных коллег для помощи. И это замечательно, с одной стороны, если бы практиканты работали вместе с этими известными специалистами и под их чутким руководством, наблюдая за процессом. Еще было бы замечательно, если бы стоимость консультации с практикантом была символическая. Но иногда случается так, что практиканты работают вместо специалиста и за полную цену – и вот это я считаю просто недопустимо. Если человек сделал себе имя, и клиенты идут именно к нему, ориентируясь на это имя и отзывы о нем, то работать конечно нужно лично с каждым клиентом. А возможность проконсультироваться дешевле с практикантами предлагать как опцию. Мне это так видится. Поэтому советую всем владельцам, если вы идете к известному специалисту узнавать, лично он будет консультировать, или передаст другому человеку. Тут ведь все, как с ветеринарными клиниками. Клиника может быть отличная, но пару безграмотных врачей в ней попасться все равно может.
Действия по шаблону.
Когда мне рассказывают про назначения других специалистов, часто отмечают, как разочаровывающий фактор, не гибкость зоопсихолога и не способность подстроиться под реалии, в которых живет клиент. Этим грешат молодые специалисты и практиканты. У них еще мало опыта и они часто действуют по шаблону, данному им преподавателями.
Опытного зоопсихолога всегда отличает то, что эти «шаблоны» он сам разрабатывает при работе с клиентами. Он пробует новые методы, вводя их где-то частично, где-то полностью. У него огромная практика и он может увидеть, какие методы, лекарственные средства, инструменты действуют, а какие нет. Поэтому опытный специалист всегда может менять методику на ходу, подстраиваясь под условия жизни и возможности владельца.
Например, если мне говорят, что нет времени достаточно играть с кошкой, а я вижу, что это необходимо для решения поведенческой проблемы, я попробую найти возможность кошку развлекать каким-то более пассивным способом и при этом закрыть по максимуму другие ее потребности для того, чтобы поведение начало приходить в норму. Ведь все потребности взаимосвязаны. И я никогда не буду говорить – «делайте или так, или никак». Но на многом важном постараюсь настоять все же, потому что лишняя лояльность может привести к тому, что методика просто не будет работать. Поэтому тут владельцу важно понимать, что на время коррекции поведения придется несколько выйти из зоны комфорта, а специалисту понимать, что сделав жизнь владельца невыносимой, он ничего не добьется.