Это всё ошибки интерпретации, которые могут привести к плачевным последствиям.
Что же нужно, чтобы правильно интерпретировать поведение кошки, а потом и найти причину какого-то нежелательного поведения? А нужно довольно много всего.
1. Знать язык тела кошек и правильно его считывать.
2. Подробно понимать ситуацию, в которой возникает данное поведение, многое зависит от контекста.
3. Понимать, какое поведение является инстинктивным, а какое может быть выученным, чтобы понять научили этому кошку, сама она научилась или это поведение заложено природой?
4. Понимать, как кошка может одно и то же поведение использовать в различных ситуациях. Например, кошка поточила когти. Это может быть маркировкой, снятием фрустрации, снятием радостного напряжения, игрой, выученной реакцией. Трактовка будет зависеть от контекста. Или, например, кошка три раза лизнула свой бок. Это может быть просто груминг, сигнал раздражения, попытка снять нервное напряжение, признак зуда и т.д.
5. Способность отличить более высшее поведение от низшего. Например, все специалисты по поведению знают, что есть такой Канон Ллойда Моргана, который гласит: «То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале».
Это значит, что даже при способности кошек к рассудочной деятельности мы любые их паттерны поведения воспринимаем, изначально, как инстиктивные, затем как выученные, а вот если ни инстинктом, ни научением мы не смогли объяснить этот паттерн, тогда уже рассматриваем возможность рассудочной деятельности.
6. Знание о том, как формируется поведение, какие бывают виды научения, и как они осуществляются. Например, кошка за три дня научилась открывать замок на клетке и выбираться наружу. С помощью каких способностей она это сделала? Инстинкта такого у кошки не заложено, так как в природе нет замков. Специально ее этому никто не учил. Могла ли она обучиться сама? Могла, например, методом проб и ошибок – это один из видов научения. Могла ли она использовать другие формы научения для этого? Да, могла, например социальное научение – наблюдала, как замок открывает человек, и повторила за ним.
В общем, очень много нужно знать и учитывать, чтобы точно интерпретировать даже самое простое поведение животного. И когда мне подписчики и комментаторы говорят – я точно знаю, что она мстит, делает из вредности, доминирует, это точно не связано со здоровьем – потому что внешне это выглядит именно так, то меня начинает потряхивать от того, что я в курсе, сколько всего надо изучить и узнать, чтобы правильно трактовать поведение кошки. А они уверены просто потому, что это внешне на что-то похоже. У нас есть в мире очень много вещей, которые внешне на что-то похожи, но этим не являются. Также и поведение кошек. Если трактовать его, оценивая по похожести на человеческое, ничего хорошего из этого не выйдет. Нужно применять научный подход, который давно разработан биологами, этологами и зоопсихологами.